Китайские исследователи изучают тайны древней традиционной медицины

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

В китайских легендах говорится о редком белом цветке, растущем на снежных вершинах Тянь-Шаньских гор. О свойствах этого растения — Сюе Лянь, ходят легенды; говорят что эликсир, приготовленный из него, способен вернуть мёртвого к жизни.

В настоящий момент, учёные в лабораториях Шанхая и Гонконга детально изучают свойства этого остроконечного, покрытого складками цветка, надеясь получить препарат для лечения фибрилляции предсердий.

Китайские исследователи обратились к опыту древней традиционной медицины, изучая корни и травы, которые использовались в Китае на протяжении тысяч лет. Активные компоненты многих растений могут войти в состав новых видов лекарств, более эффективных и доступных.

В отличие от многих производителей медикаментов, которые уж продают растения традиционной китайской медицины в порошках и капсулах, учёные намерены провести ряд тщательных клинических испытаний, которые действительно докажут эффективность этих препаратов. Таким образом, со временем, этот заново открытый способ лечения может получить популярность во всём мире.

Государственная поддержка проекта

«Вот уже восемь лет я работаю над созданием препарата для нормализации сердечного ритма, с наименьшим количеством побочных эффектов», рассказал он.

Сейчас, когда Пекин вкладывает большие деньги в развитие сферы высоких технологий, китайские учёные пользуются беспрецедентной поддержкой государства для разработки новых эффективных лекарств и средств диагностики.

Опираясь на государственное финансирование, восемь лет назад Ли и его коллеги начали изучать цветок Сюе Лян, или Herba Saussureae Involucratae, который произрастает на высоте 3000 метров над уровнем моря, в Тибетском нагорье.

В течение трёх лет начнутся клинические испытания

Учёные запатентовали это соединение и теперь ведут переговоры с ведущими китайскими фармацевтическими компаниями о начале клинических испытаний нового препарата, который со временем появится в продаже.

Китайская народная медицина, известная на протяжении тысяч лет, не имеет популярности в остальных странах мира. Учёные надеются, что клинические испытания веществ, полученных из растений, докажут её эффективность, и позволят выйти традиционной медицине на мировой рынок.

Такое стремительное развитие рынка лекарств в Китае, может заставить потесниться европейских производителей уже к 2020 году. Западные компании ведут переговоры о совместных разработках с китайскими учёными. Эти разработки будут также направлены на изучение препаратов традиционной китайской медицины и создание новых видов медикаментов.

Медики также одобряют подход учёных к поиску новых современных решений в традиционной медицине, ведь Китай является экспортёром самого популярного препарата для лечения малярии — артемизинина. Это лекарство изначально представляло собой экстракт травы, издавна известной древним китайским лекарям.

Древнее лекарство

Джейсон Манн, аналитик фармацевтики и здравоохранения в Гонконге заявил: «Мы все увидим, как препараты, на основе растений традиционной китайской медицины создадут конкуренцию медикаментам, производящимся на Западе».

Китайское правительство поддерживает проект изучения народных методов лечения, ведь пять тысяч лет успешного применения лекарственных растений — это гордость истории Китая. В этом проекте есть доля европейской практичности. Быть больным — тяжело и дорого, а если простое лекарство позволяет оставаться здоровым и реже посещать больницу, то, очевидно, оно заслуживает изучения и распространения.

Автор: Пашков М.К. Координатор проекта по контенту.

Источник: http://www.tiensmed.ru/news/shinese-isl-iz-taini-drevnei-medicini.html

Секреты китайской медицины: от принципов до методов диагностики и лечения

Узнать больше о клинике, услугах, стоимости процедур можно на первичной консультации.

Китайская народная медицина ориентирована на общее оздоровление организма, улучшение самочувствия и эмоционального состояния.

Современные клиники традиционной китайской медицины могут предложить клиентам сезонные акции, скидки и программы лояльности.

Определить необходимую длительность курса иглорефлексотерапии может специалист клиники китайской медицины.

Выбирая клинику китайской медицины, стоит обратить внимание на опыт специалистов и репутацию медцентра.

Традиционная китайская медицина — одна из древнейших систем лечения в мире, ее история насчитывает более трех тысяч лет. Но лишь в последние 60–70 лет западный мир стал интересоваться научным обоснованием эффективности ее методов. Многие принципы лечения, которые использует китайская медицина, признаны действенными и активно внедряются в практику западных врачей.

В чем суть китайской медицины?

Подход, применяемый восточной медициной, в корне отличается от западных идей о здоровье. В то время как врачи Европы лечат болезнь и ее проявления, восточные целители на протяжении тысячелетий рассматривали человеческий организм как единую систему, в которой все взаимосвязано. По мнению китайских врачей, наше самочувствие зависит от циркуляции жизненной энергии — Ци, а также от баланса женской энергии Инь и мужской Ян. И если энергообмен нарушен, это обязательно проявится болезнями и недомоганиями. Следовательно, нужно лечить не симптом, а причину, восстанавливая гармонию организма.

Такой непривычный, казалось бы, подход дает свои результаты — методы китайской медицины, по данным ВОЗ, действительно помогают в лечении более 40 различных заболеваний, от астмы до язвы [1] . Однако практическое изучение эффективности китайской традиционной медицины началось сравнительно недавно и, вполне возможно, этот список будет пополняться.

Диагностика по правилам китайской медицины

Западные врачи при диагностике опираются на результаты анализов, аппаратных исследований и физический осмотр пациента. Но в традиционной китайской медицине правила и методы диагностики другие.

  • Осмотр пациента. Проверяя состояние пациента, китайский врач смотрит не столько на проявления конкретной болезни, сколько на общий внешний вид, оценивая цвет кожи, ногтей, языка, белков глаз, ногтей и пр. Поскольку заболевание — это результат нарушения равновесия, оно обязательно проявляет себя изменениями во внешности, которые могут казаться не связанными с жалобами пациента.
  • Выслушивание. Китайские врачи могут определить заболевание буквально на слух, оценивая звук дыхания, темп и звучание речи.
  • Опрос. Не удивляйтесь, если доктор начнет расспрашивать вас не только о самочувствии, но и о душевном состоянии, желаниях и стремлениях, отношении к близким. При выборе лечения методами китайской традиционной медицины темперамент и характер пациента не менее важны, чем его физическое состояние.
  • Проверка пульса. Ритм пульса может многое сказать врачу о состоянии организма пациента. Китайская традиционная медицина различает 30 сценариев пульса, соответствующих различным нарушениям.
  • Пальпация. Китайские врачи проверяют состояние мускулатуры и суставов, оценивают состояние кожи, проверяют, есть ли отеки или мышечные блоки.

На основании полученных данных врач понимает, что пошло не так, и назначает лечение, которое призвано воздействовать не на болезнь, а на весь организм в целом.

Методы китайской медицины

Лечение всегда подбирается индивидуально, так как двух похожих людей не существует. Вообще, индивидуальный подход — краеугольный камень китайской традиционной медицины. Врач выбирает комплекс методов, подходящих не болезни, а человеку, и даже травяные сборы, активно применяющиеся в китайской медицине, составляются для каждого пациента индивидуально.

Китайская традиционная медицина насчитывает десятки методик. Вот самые распространенные из них:

Массаж

Восточные массажные техники известны всему миру. Китайская медицина активно использует множество методов массажа, включая такие экзотические его разновидности, как гуаша — массаж специальным скребком, сделанным из нефрита, и туйна — техника массажа, близкая к акупрессуре. Во время китайского массажа врач концентрируется на так называемых меридианах — линиях, по которым энергия Ци движется по телу. Китайский массаж эффективно снимает боль, отеки и воспаления, позволяя глубоко воздействовать на ткани, улучшает кровообращение и обмен веществ. Кроме того, он снимает мышечное напряжение, которое может приводить к проблемам с суставами, позвоночником, дыханием и пищеварением.

Вакуум-терапия

Сегодня вакуумный массаж активно используется в западной медицине и косметологии, но его основы пришли к нам из Древнего Китая. При массаже используются банки различного диаметра. Врач проводит активный массаж, передвигая банки по телу и воздействуя на активные точки. С точки зрения восточной медицины, этот массаж улучшает движение энергетических потоков, а западные врачи говорят, что вакуум-терапия укрепляет капилляры, улучшает микроциркуляцию, помогая организму избавляться от продуктов распада, и клеточное дыхание, а это ускоряет восстановление поврежденных тканей. Вакуум-терапия укрепляет защитные силы организма и часто используется для профилактики инфекционных заболеваний.

Иглоукалывание в китайской медицине

Китайская народная медицина в первую очередь ассоциируется именно с иглоукалыванием. Иглоукалывание, или акупунктура, — это воздействие на активные точки очень тонкими иголками. Таких точек более 300, и каждая связана с каким-либо органом или системой. Иголки настолько миниатюрны и вводятся так неглубоко, что никаких неприятных ощущений при иглоукалывании нет. Наоборот, акупунктура помогает справляться с болевым синдромом. Она также показана при множестве болезней внутренних органов, нарушениях метаболизма, пониженном иммунитете, бессоннице и некоторых нервных заболеваниях [2] .

Моксотерапия

Моксотерапия заключается в прогревании все тех же активных точек при помощи тлеющей сигары из полыни. Сигара не касается тела пациента, и он ощущает только тепло.

Фитотерапия

Китайцы активно используют лечение травами при самых разных заболеваниях. В России фитотерапия также очень популярна, однако китайские врачи достигли истинного совершенства в сочетании различных сборов для повышения их эффективности. Многие травы, которые составляют основу траволечения в Китае, являются адаптогенами, помогающими организму справиться с воздействием окружающей среды: они укрепляют иммунитет, регулируют давление и уровень сахара в крови, укрепляют защитные силы и приводят в норму метаболизм. Фитотерапия в китайской народной медицине использует такие растительные компоненты, как женьшень, лимонник, пустырник, имбирь, ягоды годжи.

Лечебная гимнастика цигун

Любой, кто бывал в Китае, видел, как жители городов утром и вечером выходят в парки и занимаются гимнастикой цигун. У цигуна немало общего с йогой — она также предполагает медленные плавные движения и контроль за дыханием. Цигун помогает гармонизировать состояние тела и духа и позволяет энергии Ци течь свободно. Если смотреть на китайскую гимнастику с западной точки зрения, то она значительно улучшает снабжение кислородом мозга и всех систем и органов человеческого тела, повышает концентрацию внимания и работоспособность, снимает мышечное напряжение и нормализует давление [4] .

Питание

Правильное питание — одно из важнейших условий здоровья, если верить китайским медицинским трактатам древности. Если западная медицина в основном учитывает соотношение жиров, углеводов и белков, а также витаминов и минералов, восточная использует иной подход. Главное в питании — это сбалансированность вкусов — соленого, сладкого, горького, кислого и острого. При составлении диеты китайские врачи учитывают не только состояние здоровья пациента, но и его пол, возраст и образ жизни.

В самом Китае на долю народной медицины приходится 40% всех лечебных манипуляций. Китайская традиционная медицина чрезвычайно популярна не только у себя на родине — в последние десятилетия западный мир также интересуется древними методиками лечения. Практически все методы китайской медицины неинвазивны и нетравматичны, имеют небольшой список противопоказаний и побочных эффектов. При этом они действительно оказывают оздоравливающее воздействие, и это не народные поверья, а научный факт. Например, исследование медикаментозных методов лечения бесплодия, проведенное в Австралии, показало, что китайские традиционные травяные сборы справляются с бесплодием вдвое эффективнее многих западных лекарственных средств [5] .

Как выбрать клинику китайской медицины в Москве?

«В нашей стране много клиник китайской народной медицины, — говорит эксперт клиники китайской медицины «ТАО», — но как узнать, насколько выбранный вами центр достоин доверия? Во-первых, не стесняйтесь с порога спрашивать о наличии лицензий и сертификатов. Китайская медицина — это не шаманство, а именно что медицина, и у клиники должна быть лицензия на ведение медицинской деятельности. Во-вторых, хорошим признаком является сотрудничество с китайскими университетами. Например, «ТАО» работает с всемирно известным Хэнаньским медицинским университетом. Врачи из Китая приехали работать к нам именно по рекомендации этого университета. В «ТАО» трудятся врачи и профессора китайской традиционной медицины с большим опытом и безупречной репутацией в мире науки».

P.S. «ТАО» — одна из крупнейших российских клиник восточной медицины, работающая с 2006 года.

Лицензия на осуществление медицинской деятельности №ЛО-77-01-000911 от 30.12.2008 г.

Источник: http://www.kp.ru/guide/kitaiskaja-meditsina.html

История Китайской Медицины

История традиционной китайской медицины ведет свой отсчет уже миллионы лет и истоки ее развития уходят корнями в первобытное общество. Первобытные люди исследовали большинство местных растений в поисках пищи и обнаружили, что определенные растения могут лечить болезни или облегчить боль. Методом проб и ошибок, основная форма китайской травяной медицины сложилась именно в Китае. Узнайте, Как поддерживать в теле правильный баланс между Инь Ян.

Медицинская наука является важной составной частью традиционной китайской культуры. На протяжении тысяч лет, традиционная медицинская наука сделала огромный вклад для китайской нации, и методы этой науки славятся своей очевидной эффективностью, уникальными процедурами, системными теориями и имеют в своем арсенале огромное количество данных. Она также внесла весомый вклад в систему здравоохранения и знаний во всех странах мира. Традиционная китайская медицина продолжает стремительно развиваться, опираясь на свой многовековой исторический опыт.

Первые открытия и разработки в области традиционной китайской медицины можно отнести к древним временам, в те времена само открытие и наблюдение, что некоторые продукты могут предотвратить болезнь или боль вооружило людей инструментом знаний в борьбе против природы. Это все является самым первым примером применения китайской медицины. Также в это же самое время, люди обнаружили, что боль можно облегчить прикладывая тепло к определенному участку при помощи подогретого камня или песка, который является источником тепла (прижигания). А также, пожалуй, как наиболее известная из всех методов, акупунктура возникла в те времена, когда люди обнаружили, используя камень для уменьшения боли, что стимуляция одной части тела приводит к положительному эффекту в других местах.

История традиционной китайской медицины

Традиционная китайская медицина имеет очень долгую историю. Считается, что традиционная китайская медицина существовала еще во времена легендарного Желтого императора, который правил Китаем с 2697 г. до н. э. до 2597 г. до н. э. Некоторые полагают, что именно Желтый император составил трактат, который называется Neijing Suwen (внутренний канон: основные вопросы). Другие историки считают, что этот трактат был сочинен, вероятно, разными авторами в эпоху правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г.). Внутренний Канон часто упоминался Чжан Чжунцзином (Zhang Zhongjing 150 г. – 219 г.) во времена правления восточной династии Хань (25 г. – 220 г.). Чжан Чжунцзин (Zhang Zhongjing 150 г. – 219 г.) считается одним из отцов традиционной китайской медицины. Несколько других знаменитых людей в десятилетия и века, последовавшие за этим, написали работы, которые описывают различные методы традиционной китайской медицины. Эти методы и сегодня практикуются фактически в том же виде, что и столетия назад. Многие из этих авторов также ссылаются на труд, который называется Великий канон.

Традиционная китайская медицина в эпоху правления династии Тан (618 г. — 907 г.) получила дальнейшее развитие. В 657 г. был опубликован известный медицинский труд, посвященный производству и составлению лекарственных препаратов. Его автором был один из ученых при дворе императора Гао Цзуна (650 г. – 683 г.). Этот ученый смог описать более 800 различных веществ, включая степень их терапевтического воздействия. Это были такие вещества как производные металлов, минералов, камней, части тел животных, травы, злаки, овощи, фрукты и другие растения, До наших дней дошли сведения о том, что позднее, в эпоху правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г.) были случаи использования марихуаны (трава конопли) в медицинских целях. Один врач по имени Хуа То (Hua Tuo 140 г. – 208 г.) использовал коноплю в качестве одного из компонентов микстуры на основе вина. Этот препарат использовался в качестве анестезирующего средства во время проведения хирургической операции. Современные положения традиционной китайской медицины были систематизированы в 50-х годах прошлого века уже во времена Китайской Народной Республики. По личному указанию председателя коммунистической партии Китая того времени Мао Цзэдуна (Mao Zedong) ученые провели несколько лет за упорной работой.

Современное развитие и международное признание

Несмотря на такую долгую историю традиционной китайской медицины, многие представители современной медицинской науки называют ее методы в лучшем случае «альтернативной медициной». Такая позиция позволяет им, по крайней мере, выражать нейтральную точку зрения, хотя за ней, по всей видимости, скрывается скептицизм. С другой стороны, акупунктура получила гораздо более широкое распространение среди представителей медицины в самых разных странах мира. Известен даже такой случай: в армии США пробовали использовать методы цигун в целях избавления раненых солдат от последствий посттравматического синдрома.

Будущие исследования веществ, которые часто используются в традиционной китайской медицине, возможно, позволят сделать еще один шаг к тому, чтобы этот вид медицины встал еще прочнее на серьезную научную основу. В этой связи хочется отметить, что многие лекарства современной западной медицины, которые каждый из нас покупает в аптеке, во многих случаях имеют в своей основе вещества, являющиеся синтезированными версиями природных субстанций. Тех же самых, которые применяются в традиционной китайской медицине.

Более того, немецкий ученый и специалист по традиционной китайской медицине Манфред Поркерт, книга которого под названием «Теоретические основы традиционной китайской медицины: система соответствий» была опубликована в 1974 году издательством MIT Press, считает, что частично проблема неприятия методов традиционной китайской медицины западными медиками заключается в различиях техники познания на Западе и Востоке. На Западе основой познания служила почти всегда концепция причинно-следственной связи, которая подразумевает строго временные отношения (А было до В и стало причиной возникновения В). Что касается Востока, там в добавление к поиску причин и последствий также всегда применяли индуктивный метод, который также рассматривает пространственные отношения (А и В существуют в одно и то же время, хотя и в разных пространственных сферах; при этом они взаимосвязаны).

Источник: http://www.chinahighlights.ru/travelguide/traditional-chinese-medicine/history-of-traditional-chinese-medicine.htm

Тайны врачевания Древнего Китая

  • Тайны врачевания Древнего Китая
  • Пластическая хирургия в древности
  • Истоки восточной медицины

Зарождение медицины в Древнем Китае

Считается, что возникновение медицины в Древнем Китае произошло в царский период, начало которого пришлось на XVIII век до н. э. Тогда все знания о традиционном врачевании передавались в устной форме среди членов семьи или в узком кругу посвященных. С III века до н. э. в Древнем Китае начинается период империи Хань, во время которого вместе с хрониками правящей династии записывались и медицинские сочинения, дошедший до наших дней.

Самым древним медицинским текстом является трактат «Нэй цзин», который был составлен в III веке до н. э. Он посвящен строению, внутренним органам и жизнедеятельности организма, диагностике и лечению различных болезней. Последний том этого трактата описывает древнекитайский метод терапии чжэнь-ци, который означает иглоукалывание и прижигание.

Философские основы медицины в Древнем Китае

Очень долгое время самобытная китайская медицина была связана с религией. В основе ее лежала неразрывная связь человека с природой, а также учение о двух противодействующих субстанциях – инь (женская) и янь (мужская). Китайцы верили, что возникновение любых заболеваний связано с нарушением связи между этими началами. Многообразие заболеваний они объясняли широтой взаимодействия организма с окружающей его природой, особенностями самого организма, а также длительным пребыванием человека в одном из эмоциональных состояний.

Диагностика и терапия в Древнем Китае

Искусство диагностики в древнекитайской медицине основывалось на тщательном обследовании больного. У него осматривали слизистые, глаза и кожу, определяли его запах, настроение и общее состояние, прослушивали больного и подробно опрашивали. Затем ему измеряли пульс и осуществляли давление на определенные точки.

В Древнем Китае доктора уже имели представление о круговом движении крови в организме и определяющем значении сердца в этом движении. Они пришли к такому выводу эмпирическим путем, так как вскрытие умерших тогда было запрещено. Вот почему основную роль в диагностике играло определение пульса, который изучали в 9 точках по всему телу.

А в Европе научное обоснование кровообращения было сформулировано только в 1628 году.

Самыми древними и эффективными методами китайской терапии, дошедшими и до наших дней, являлись иглоукалывание в определенные точки тела и прижигание. В Древнем Китае также широко использовалось врачевание травами, многие из которых вошли впоследствии в мировую практику: камфора, лимонник, смола, женьшень, ревень. Применялись также продукты животного происхождения, например желатин, и минеральные вещества (сера, железо, ртуть).

Первые иглы в Китае были каменные, затем их научились делать из кости, бамбука, а позднее – из металла.

Сильной стороной древнекитайской медицины было предупреждение болезней. Для этого использовали различные виды массажа, специальную дыхательную гимнастику или лечебную гимнастику, основанную на подражании различным животным.

Источник: http://www.kakprosto.ru/kak-805540-tayny-vrachevaniya-drevnego-kitaya

«Трактат о пульсе»

Одним из величайших достижений философской мысли древнего Китая является представление о круговом движении крови, изложенное уже в самом древнем медицинском трактате Китая — «Иэй цзин»:
«Сосуды сообщаются между собой по кругу. В нем нет начала и нет конца… Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно… а сердце хозяйничает над кровью».

«Без пульса невозможно распределение крови по большим и малым сосудам… Именно пульс обусловливает круговорот крови и «пневмы»… Посмотришь вперед, оглянешься назад — все идет от пульса. Пульс—это внутренняя сущность ста частей тела, самое тонкое выражение внутреннего духа…»

Врачеватели древнего Китая пришли к этим выводам эмпирическим путем (в Европе теория кровообращения была сформулирована в 1628.г. У. Гарвеем). Обследуя больного, они изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов пульса из которых основными считались десять: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряженный, постепенный.

Древний метод пульсовой диагностики постоянно совершенствовался многими поколениями китайских врачевателей и со временем превратился в стройное учение о пульсе, которое явилось вершиной диагностики в древнем Китае. Наиболее полно оно изложено в труде известного китайского врача III в. н. э. Ван Шухэ«Мо цзин» («Трактат о пульсе», 280 г.).

За пределами древнего Китая учение о пульсе распространилось относительно поздно. В древних индийских трактатах Чарами (I—II вв.) и Суш-руты (IV в.) о пульсе не упоминается. Этот факт объясняется относительно поздним установлением взаимных контактов между Китаем и Индией (торговые пути —со II в. до н.э., распространение буддизма в Китае — с I в. н.э.).
В средние века метод пульсовой диагностики проник на территорию Средней Азии: теоретическое обоснование исследования пульса в «Каноне медицины» выдающегося врача средневекового Востока Ибн Сины (980—1037) во многом сходно с положениями древней китайской медицины.

Чжэнь-цзю — иглоукалывание и прижигание

Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (кит. чжэнь —иглоукалывание, лат. acupunctura, кит. цзю — прижигание).
Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов.

На основе длительных наблюдений философы и врачеватели древнего Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие Инь-ян начало Ян выходит из тела больного в случае — его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего болезнь исчезает.

Первое подробное изложение теории и практики этого метода приведено в трактате «Нэй цзин», особенно зо второй его части «Лин шу» (ее называют «Канон акупунктуры»), где описаны «жизненные точки», каналы, вдоль которых они расположены, иглы и методы их введения, показания и противопоказания для применения иглоукалывания и прижигания.

В III в. н. з. врач Хуанфу Ми (215—282) систематически обобщил достижения в области чжэнь-цзю за предшествующие 4—5 столетий и составил обширный компилятивный труд «Чжэнь цзю цзя и цзин» («Классический канон по иглотерапии и прижиганию», 265 г.), который оставался главным источником знаний в этой области вплоть до XI столетия и был известен за пределами Китая, начиная с V в.

Первые иглы для акупунктуры были каменными. Они имели тончайшее отверстие (подобно игле шприца), по которому, как полагали, движется начало ян. Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния или яшмы, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы, серебра, золота, платины и нержавеющей стали. С развитием этого метода наметилась специализация игл я их деление на виды.

В трактате «Нэй цзин» описано девять разновидностей игл: игла с наэнечником для поверхностного укалывания, закругленная игла для массажа, тупая игла для постукивания и давления, острая трехгранная игла для венозной пункции, саблеобразная игла для удаления гноя, острая круглая игла для быстрого введения, нитевидная игла (используемая наиболее часто), длинная игла для прокалывания толстых мышц, большая игла для лечения суставов.

Богатое разнообразие игл говорит о широте метода иглоукалывания в древности: он использовался для лечения и предупреждения болезней, для обезболивания во время операций, а также в сочетании с массажем и методом прижигания, т.е. тепловым воздействием на «жизненные точки» посредством зажженных «сигарет», начиненных сухими листьями лекарственных растений. Наиболее часто в этих целях использовалось растение мокса.

В древнем Китае существовало несколько методов прижигания. Прямое прижигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли помещаться лекарственные вещества.
Прижигание теплыми иглами сочетало в себе и иглотерапию, и прижигание: сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях, таким образом достигался комбинированный эффект.

Лекарственное врачевание в древнем Китае

Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений —жэньшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола, из продуктов животного происхождения— панты оленя, печень, желатина, из минеральных веществ — железо, ртуть, сера и т.д.

В 502 г. была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.

Однако не смотря на столь давние медицинские традиции, почти все дошедшие до нас труды о лекарственных средствах были составлены не в древнем, а в средневековом, феодальном Китае — времени бурного расцвета традиционной китайской культуры и медицины.
Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.

Развитие хирургии в средневековом Китае

Развитие хирургии в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в последние века до н. э. в связи с утверждением конфуцианства.

Крупнейшим хирургом древнего Китая считается Хуа Го (141—208), который прославился как искусный диагност и знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях.
В одной из древних китайских книг описан случай выздоровления больного, которому Хуа То удалил часть селезенки. Для обезболивания во время операций Хуа То применял мафусан, мандрагору, а также метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл.

Гигиена и предупреждение болезней в Древнем Китае

Сильной стороной древней китайской медицины было предупреждение болезней. Еще в трактате «Нэй цзин» отмечалось: «Задачи медицины состоят в том, чтобы излечивать больных и укреплять здоровье здоровых».
Издавна важными лечебно-предупредительными мероприятиями в древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика, основанная на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю (она так и называлась в переводе — игра пяти зверей), дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.

В китайских хрониках сообщается о благоустройстве древних городов с середины I тысячелетия до н.э. (мостовые, канализация, водоснабжение). Имеются данные о большом объеме предупредительных мер направленых на борьбу с оспой.
Так, по преданию в XII в. до н. э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул.

Компиляция по книге: Т.С. Сорокина, «История Медицины»

Источник: http://ageiron.ru/byit-proshlogo/traditsionnaya-kitayskaya-meditsina

Философские основы китайской медицины

Периодизация истории и врачевания.

1) период Шан-Инь (VII —XI вв. до н.э.), когда формировалось первое в истории Китая раннеклассовое общество и государство Шан (с XII в. до н.э. — Инь);

2) период династии Чжоу (XI —III вв. до н.э.), когда на территории Китая существовало множество самостоятельных государств;

3) период Империи Цинь (221 — 207 гг. до н. э.), когда страна впервые была объединена в единую Империю.

4) период Империи Хань (206 г. до н. э. — III в. н. э.) — время наивысше­го расцвета Древнего Китая; принятие законов Империи; утверждение конфу­цианства в качестве единой государственной идеологии.

В III — IV вв. на территории Китая сложились феодальные отношения, кото­рые сохранялись до XX в.

В истории врачевания Древнего Китая четко определяются два больших пе­риода:

1) период становления традиционного китайского искусства врачевания (XVII — III вв. до н.э.), когда формировались философские концепции, шло становле­ние традиционной китайской медицины и преобладала устная традиция;

2) период Империи Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.), когда записывались дошедшие до нас медицинские сочинения и составлялись хроники Ханьской династии.

Самобытная китайская философия прошла длительный путь становления и развития: от культа природы (горы, Земля, Солнце, Луна и планеты) до религиозно-философских систем (конфуцианства и даосизма с VI в. до н.э.) и философии стихийного материализма (натурфилософии), которая сформировалась в Китае к середине 1-го тысячелетия до н.э. и получила развитие в трудах китайских ученых в эпоху древних империй.

Представления древних китайских философов об окружающем мире и при­роде человека легли в основу их понимания здоровья и причин болезни. Тради­ционная китайская философия изложена в анонимном натурфилософском трак­тате IV—III вв. до н.э. «Си цы чжуань» и заключается в следующем.

Единая изначальная материя тайцзи порождает две противополож­ные субстанции —ян и инь, которые едины и неделимы. Первона­чально инь означало «северный, теневой», а ян — «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а ян – как позитивное, светлое, теплое и мужское. Концепция инь-ян была воспринята традиционным врачеванием.

Взаимодействие и борьба этих начал по­рождают пять стихий (первоэлементов): воду, огонь, дерево, ме­талл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей» — вань у, включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево — огонь, огонь — землю, земля — металл, а металл — воду и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево — землю, а земля засыпает воду).

Объективный мир познаваем и находится в постоянном движении и изменении. Человек — часть природы, часть великой триады Небо — Человек—Земля и развивается в гармонии с окружающим миром.

Строение человеческого тела и работа его органов также понимались через призму традиционной китайской философии. В китайской традиционной ме­дицине каждый орган тела соотносится с субстанциями ян или инь. Так, суб­станции инь соответствуют пять органов-цзан — печень, сердце, селезенка, легкие и почки. Они «выполняют функцию сохранения» и не отдают «храня­щееся в себе вещество». Субстанции ян соответствуют шесть ортанов-фу — жел­чный пузырь, желудок, толстая кишка, тонкая кишка, три обогревателя и мочевой пузырь. Эти органы «постоянно опорожняются и ничего в себе не сохраняют». Понятие «три обогревателя» подразумевает систему поддержания внутреннего тепла, которое зависит от дыхания, пищеварения и мочеотделе­ния.

Анатомические представления начали формироваться в Китае в глубокой древности. Однако после утверждения конфуцианства в качестве официальной идеологии (около II в. до н.э.) рассечение тел умерших было прекращено, так как вошло в противоречие с религиозной этикой: согласно учению Конфу­ция, тело человека, которое он получил от родителей, нельзя было уродовать после смерти — его надлежало вернуть родителям в целостности и сохраннос­ти. Эти традиции существовали веками (вплоть до китайской революции), по­этому тела расчленялись крайне редко и тайно. Анатомические познания древних китайцев были значительно ниже анато­мических представлений древних индийцев.

Представления о здоровье и болезнях в Древнем Китае также базировались на традиционной китайской философии. Здоровье понималось как результат равновесия начал инь и ян и пяти стихий у шин, а болезнь — как нарушение их правильного взаимодействия. Различные соотношения этих нарушений объ­единялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдромы избытка — ян-синдром и синдромы недостатка — инь-синдром.

Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействий организ­ма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма, дли­тельным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль, размышление, огорчение, боязнь и страх) и другими естественными причинами. Например, холод и ветер, сухость и сырость могут отрицательно воздействовать на человека и быть одной из причин его болезней.

Большое внимание уделялось изучению местности, где живет больной че­ловек.

На этой плодотворной почве в период Раннего Средневековья сложи­лось учение о четырех темпераментах.

Понятие «традиционная китайская медицина» (вернее, «традиционное ки­тайское искусство врачевания») включает традиционный метод чжэнъ-цзю те­рапии (иглоукалывание, прижигание, систему дыхательных упражнений (ци-гун), то­чечный массаж (ань-мо), лекарственное врачевание, диететику, традицион­ную китайскую гимнастику, т.е. весь комплекс китайской традиционной сис­темы поддержания здоровья. Методы лечения избираются после тщательного обследования и определения диагноза.

Диагностика в Древнем Китае основывалось на приведенных выше положениях традиционной китайской философии.

«Врач, совершенный в искусстве постановки диагноза, с серьезной внима­тельностью изучит состояние пяти органов-цзан и шести органов-фу, опреде­лит прямую и обратную последовательность циркуляции. Уточнит отношение между субстанциями инь и ян, между поверхностным и глубинным уровнями между мужским и женским началами» — говорится в трактате «Ней цзин».

При постановке диагноза применялись четыре основных метода обследова­ния:

1) осмотр кожи, глаз, слизистых и языка больного;

2) прослушивание звуков, возникающих в теле человека и опре­деление его запахов;

3) подробный опрос больного;

4) ощупывание, которое включает исследование пульса и давление на активные точки. (Для сравнения заметим, что методы диагностики, кото­рыми владели врачи классического периода истории Греции V— IV вв. до н.э. в значительной степени схожи с перечисленными выше древнекитайским методами.)

Согласно преданию эти методы были введены легендарным врачевателем жившим в VI—V вв. до н.э. и известным под псевдонимом Бянь Чюэ. Бянь Чюэ считается также основоположни­ком пульсовой диагностики. Учение о пульсе стало вершиной искусства диагностики в Древнем Китае: «Умеющий ставить диагноз изучает цвет, щупает пульс, в первую очередь раз­личая действия субстанций инь и ян, исследует чистое и мутное, и устанавли­вает, в какой части тела локализуется болезнь. ».

Китайские врачеватели изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов пульса. Основными считались: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободны вязкий, напряженный, постепенный. Пульсовая диагностика тесно связана с представлением о круговом движе­нии крови, которое является одним из величайших достижений философской мысли Древнего Китая. В трактате «Нэй цзин» говорится: «Сосуды сообщаются между собой по кругу. В нем нет начала и нет конца. Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно. а сердце хозяйничает над кровью».

За пределами Древнего Китая уче­ние о пульсе распространилось отно­сительно поздно. В древних индийс­ких трактатах Чараки (I —II вв.) и Сушруты (IV в.) о пульсе не упоми­нается. Это объясняется относитель­но поздним установлением взаимных контактов между Китаем и Индией (первые века нашей эры).

В Средние века метод пульсовой диагностики проник на территорию Средней Азии, — диагностические характеристики пульса в «Каноне ме­дицины» выдающегося врача Сред­невекового Востока Ибн Сины (980 — 1037 гг.) во многом сходны с поло­жениями традиционной китайской медицины.

Чжень-цзю. Первые письменные свидетельства об иглоукалывании содержатся в «Исторических записках» Сыма Цяня и труде «Цзо чжу ань», который составил Цзо Чиу Мин, живший между V и III вв. Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда в Восточном Китае было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов. Например, сжатие центральной ямки верхней губы позволяет вывести больного из состояния обморока, введение игл у основания первого и второго пальцев с тыльной стороны кист руки излечивает от бессонницы.

Первые иглы были каменными. Они имели тончайшее отверстие, по которому, как полагали, движется активное начало ян. Впоследствии иглы стали изготавливать из яшмы, кости, бамбука, бронзы, серебра, золота, платины нержавеющей стали.

Метод иглоукалывания использовался для предупреждения болезней, для обезболивания во время операций, а также в сочетании с массажем и методом прижигания тлеющими сигаретами, т.е. тепловым воздействием на «жизненные точки» посредством зажженных сигарет, начиненных сухими листьями лекарственных растений, например мокса — полынь обыкновенная).

Лекарственные средствав Древнем Кита достигли высокого совершенства. В мировую практику из китайской народной медицины вошли: из растений – женьшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения – панты, оленя, печень, желатина; из миниральных веществ – железо, ртуть, сера и т.д.

В рукописные медицинские сочинения конца II в. до н.э. содержат 280 предписаний для лече­ния 52 болезней (в том числе лихора­док, нервных расстройств, грыж, жен­ских и детских болезней). Прописи включают более 200 ингредиентов ле­карственных средств, прижигание и иглоукалывание, лечебную гимнасти­ку и рекомендации разных диет.

В Древнем Китае уже существовали учреждения, которые сегодня называ­ются аптеками. Первой дошедшей до нас «фармакопеей» является «Книга лекарственных средств Шень нуна», составлен­ная между II в. до н. э. и II в. н. э. и став­шая основой для всех последующих китайских фармакопей. Ее автор Шень Нун собрал более 300 прописей простых и сложных лекарственных средств, ис­пользуемых в его время в Китае.

Первые специальные медицинские школыпоявились в Китае также лишь в Средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.

Развитие оперативного леченияв Древнем Китае (как и вскрытие человечес­ких трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в связи с утверждением конфуцианства.

Крупнейшим хирургом Древнего Китая считается Хуа То (110 — 208 гг.), который прославился как искусный диагност, знаток чжэнь-цзю и изобретатель обезболивания (при помощи игл и лекарственных настоев). Он был современником Галена. Хуа То успешно лечил травмы и переломы, выполнял операции на черепе, грудной и брюшной полостях. Хуа То разработал основы знаменитой китайской лечебной гимнастики у чин ши — игра пяти зверей, основанной на подра­жании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю.

Предупреждение болезней было сильной стороной древней китайской меди­цины. Для китайцев «настоящий врач не тот, кто лечит заболевшего, а тот, кто предотвращает болезнь».

В трактате «Нэй цзин» говорится: «Совершенно мудрый лечит болезнь, когда она еще не появилась. Он приводит орга­низм в порядок не во время смуты, а когда ее еще нет. Если же принимаешь лекар­ства, когда болезнь возникла, если начинаешь наводить порядок во время смуты, это очень похоже на рытье колодца во время жажды, похоже на изготовление оружия, когда битва уже началась. На этом этапе уже поздно принимать такие меры».

Име­ются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения забо­левания оспой. Так, по преданию, в XII в. до н.э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул (девочкам — в правую ноздрю, мальчикам — в левую).

Среди важнейших лечебно-профилактических мероприятий в Древнем Ки­тае были массаж, лечебная гимнастика (у чин ши) и дыхательная гим­настика (ци-гун).

В китайских хрониках сообщается о благоустройстве древних городов с се­редины 1-го тысячелетия до н.э. (мостовые, канализация, водоснабжение).

Таким образом, в основе традиционного китайского искусства врачевания лежат тра­диционная китайская философия (учение об окружающем мире и природе человека) и многовековой эмпирический опыт китайского народа (народное врачевание).

Традиционное китайское искусство врачевания — классический пример стабильности. Долгое время оно развивалась изолированно от других систем врачевания и культур земного шара. В Европу первые сведения о традиционной китайской медицине проникли лишь в XIII в.

Многие достижения традиционного китайского искусства врачевания — ис­следование пульса за две тысячи лет до открытия У. Гарвея, обезболивание за два столетия до нашей эры, вариоляция почти за два тысячелетия до Э. Дженнера — показывают, что по ряду позиций древняя китайская медицина имеет важные приоритеты в истории науки.

Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 4464 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/19_56315_filosofskie-osnovi-kitayskoy-meditsini.html

Знания передадут на практике

«С 4 марта первая группа из семи студентов из русскоязычных регионов изучает теорию традиционной китайской медицины», — рассказал вице-президент Центра традиционной китайской медицины в городе Санья Чжан Вэй. Этот центр — национальная демонстрационная база для медицинского туризма и национальная образовательная база для продвижения культуры и услуг традиционной китайской медицины. В течение месячного курса студенты изучали основные техники китайского массажа, банок и соскабливания и купирования для лечения 20 распространенных хронических заболеваний и спортивных травм (боль и скованность в шее, воспаленные плечевые суставы, растяжение спины).

«Традиционная китайская медицина очень популярна в моей стране. Я надеюсь выучить технику китайского массажа и применять ее для обслуживания большего количества пациентов», — отметила Валентина Сахарова из Беларуси. Она работала массажисткой в медицинском центре в России и приехала в Санью, на южную точку острова Хайнань, узнав об этих курсах. «В русскоязычных регионах восточная медицина, особенно китайская, очень популярна. Я очень заинтересована в китайском массаже», — цитирует студентку газета Hainan Daily.

«Один стажер был специалистом по спортивной реабилитации, в то время как остальные — сотрудники больниц. Всем им более 30 лет, и они очень заинтересованы в традиционной китайской медицине», — сказал Тан И, директор специализированного отделения больницы, которое проводит тренинг-программу.

Студентка Анна Грезева призналась, что ей нравится модель обучения, сочетающая в себе теорию и практику. «Каждую ночь мы читаем акупунктуры и меридианы. Мы массируем друг друга и вместе проверяем знания, полученные в течение дня», — добавила она, подчеркнув, что благодаря этим курсам узнала много нового. Цена курсов, по словам Анны, составляет 10 000 юаней за каждого стажера.

По словам господина Тана, с понедельника по пятницу по утрам у стажеров по расписанию два часа теоретических занятий и просмотр обучающих видеозаписей, а во второй половине дня — полтора часа практических занятий.

«Учебный проект сначала будет набирать студентов из русскоязычных областей, где традиционная китайская медицина лучше воспринимается. Через краткосрочное обучение мы поможем им освоить основы теории традиционной китайской медицины и базовые навыки, которыми они смогут воспользоваться после возвращения домой», — рассказал Чжан Вэй.

Господин Тан был впечатлен серьезным настроем студентов. По его словам, сейчас ведется подготовка ко второму учебному курсу, который может начаться в мае или позже, в зависимости от того, когда заинтересованные в программе участники смогут получить свои визы.

В прошлом году больница приняла 12 359 иностранных гостей и получила от этого прибыль в размере 4,54 миллиона юаней (667 тысяч долларов).

В то время как одни балуют себя солнцем, золотыми пляжами и тропическими особенностями Саньи, все больше иностранных туристов посещают город с особой целью ради ощутимых преимуществ традиционной китайской медицины. По словам сотрудников центра, с тех пор, как в 2002 году активно начал развиваться оздоровительный туризм, около 70 000 иностранцев, в основном из русскоговорящих стран и стран Северной Европы, а также Канады, США, Турции и Ирана, получили в Санье первоклассную индивидуально подобранную терапию традиционной китайской медицины, которая облегчила или вылечила их болезни.

В 2014 году Хайнань был выбран регионом-новатором в области инноваций в сфере услуг традиционной китайской медицины, а в 2017 году тропический остров был признан национальной демонстрационной зоной торговли и медицинского туризма в сфере услуг традиционной китайской медицины.

Источник: http://rg.ru/2020/05/12/v-knr-otkrylis-kursy-tradicionnoj-kitajskoj-mediciny-dlia-inostrancev.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ОнкологРФ